Трафик или аудитория?

История одного российского медийного веб-проекта.

Трафик или аудитория?Наглядная история о том, как из регионального новостного ресурса получили трафикогенерирующий ресурс специализирующийся на «сиюминутных» новостях федерального уровня.
Сайт посещаемый, но для этих пользователей источником перехода на сайт являются либо поисковые системы, либо новостные агрегаторы.

В графиках статистики LiveInternet представлены данные о посещаемости и аудитории. Все графики в одном временном масштабе, т.е. данные на них сравнимы по времени.

Рост посещаемости сайта (среднесуточное кол-во уникальных посетителей)
Рост посещаемости сайта (среднесуточное кол-во уникальных посетителей)

Взрывоподобный рост трафика в начале 2012-го года обусловлен активной работой с новостным агрегатором Яндекс.Новости— упор на топовые сюжеты, увеличение их количества, использование мультимедиа (фото, видео) в новостях и пр.

Изменение ядра аудитории сайта (бывают каждую неделю в течение месяца)
Изменение ядра аудитории сайта (бывают каждую неделю в течение месяца)

Несмотря на многократный рост посещаемости (трафика) сайта, его постоянная аудитория (ядро) не только не выросла, но перешла в стагнацию…
Доля ядра сайта уменьшилась с 15% до 2,5-3%

Структура трафика (основные источники)
Структура трафика (основные источники)

Основные трафикогенераторы сайта — поисковики (SEO) и новостные агрегаторы. Рост поискового трафика совпадает с ростом новостного трафика. Это обусловлено увеличением доли поиска актуальных новостей.

Переходы с «закладок»

Количество входов на сайт с закладок (что присуще для постоянной аудитории) выросло незначительно, а их доля в общем списке источников трафика упала в несколько раз.

Внешние входы на главную страницу сайта
Внешние входы на главную страницу сайта.

Кол-во прямых входов на главную страницу сайта (что присуще постоянной аудитории) снизилось, а их доля среди всех точек входа упала более чем в 10 раз.

Изменение долей посетителей сайта из Санкт-Петербурга и Москвы
Изменение долей посетителей сайта из Санкт-Петербурга и Москвы

Резкое падение доли питерской аудитории сайта (с 60% до 20-22% — почти в три раза!) и рост доли московской аудитории (с 17-19% до 25-30% — почти в два раза). В итоге, со второй половины 2012 года московская аудитория превысила питерскую и достигла на начало 2013 почти 30%.

Рост доли региональной российской аудитории
Рост доли региональной российской аудитории
По техническим причинам на графике дана статистика только по 9-ти крупнейшим источникам регионального трафика (без Мск и Спб).

Доля регионального трафика в общей структуре трафика сайта выросла в 2 раза.

При этом, если до начала 2012 года страуктура трафика была такой:
- Санкт-Петербург — 60%
- Москва — менее 20%
- Регионы — около 20%
Т.е. сайт был с ярко-выраженной питерской аудиторией.

То, в 2012 году структура стала такой:
- Москва — около 30%
- Санкт-Петербург — чуть более 20%
- Регионы — свыше 40%

Таким образом, географическая аудитория сайта размылась…

Рост абсолютного трафика по регионам (среднесуточные значения)
Рост абсолютного трафика по регионам (среднесуточные значения)

С начала 2011 года питерский трафик увеличился в 1,5-2 раза, тогда как московский — почти в 10(1!) раз.
Региональный же трафик (суммарно) увеличился в среднем в 15-20 раз.

Т.о. географическая аудитория сайта размылась — нет ярко выраженной региональной принадлежности.

При этом сайт продолжает позиционировать себя как питерский веб-проект.

Среднесуточный трафик из регионов (кроме Мск и СПб)
Среднесуточный трафик из регионов (кроме Мск и СПб)
По техническим причинам в график попали только первые 9 регионов.

Суммарно региональный среднесуточный трафик достиг около 30 тыс.уников, или свыше 40% от посещаемости.

Приичина отсутствия роста лояльной аудитории при росте трафика становится понятной — нерелевантность аудитории позиционированию сайта. С федеральными проектами сайт конкурировать не может, с московскими и другими региональными — также,ввиду своего географического позиционирования. А питерской аудитории он не стал интересен, ввиду малой доли местного содержания утонувшего в федеральном и общемировом контенте. Но, не смотря на то, что сайт, как медийный проект с четко выраженной концепцией и аудиторией, не состоялся, его бизнес-модель может быть весьма успешной…

Потрясающая история о том, как взрывоподобный рост посещаемости не привел к увеличению популярности сайта среди читателей и увеличению его лояльной аудитории. Бесплатный (для читателя) контент и технологии получения трафика вне зависимости от качества содержания будут множить такие истории… ведь с точки зрения бизнеса, эта модель (СМИ, зависящие от трафикогенераторов, а не от аудитории) достаточно рентабельна. Надеюсь, пока…

Автор материала Sergey Bazanov.